Как разработать модель террористических угроз в отношении объекта защиты?
Система антитеррористической защиты объекта должна быть адекватна модели угроз и модели нарушителя. Иначе нельзя говорить об её эффективности!
После выявления потенциально опасных участков (ПОУ) и критических элементов объекта (КЭО) для описания предполагаемых сценариев актов незаконного вмешательства (далее – АНВ) нарушителей в отношении Объекта необходимо определить модель (типы) террористических угроз и модель нарушителя в отношении каждого ПОУ и КЭО.
Эксперты компании «ТСБС Антитеррор» сформировали универсальную модель угроз в отношении объектов, подлежащих антитеррористической защите, основываясь на опыте практической деятельности и анализе следующих нормативных документов :
· Ст. 205 «Террористический акт» УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
· Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденный совместным приказом Минтранса России № 52, ФСБ России № 112, МВД России № 134 от 05.03.2010.
· Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства на объектах топливно-энергетического комплекса (Приложение 1), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2013 № 861.
· Технические рекомендации по проведению анализа рисков террористических актов и зонирования высотных и уникальных объектов № ТР 204-09, утвержденных директором ГУП «НИИМосстрой» 10.03.2009
Универсальная модель угроз в отношении объекта: 1. Информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта – умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы (шифр – У1).
2. Угроза захвата – возможность захвата объекта, установления над ним контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания (шифр – У2).
3. Угроза взрыва (разрушения) – возможность разрушения объекта или нанесения ему, здоровью персонала и другим лицам повреждений путем взрыва (затопления) (шифр – У3).
4. Угроза размещения или попытки размещения на объекте взрывных устройств (взрывчатых веществ) – возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на объекте взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить объект, нанести ему повреждения (шифр – У4).
5. Угроза поражения опасными веществами – возможность загрязнения объекта опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала и других лиц (шифр – У5).
6. Угроза блокирования – возможность создания препятствия, ограничивающего функционирование объекта, угрожающего жизни или здоровью персонала и других лиц (шифр – У6).
7. Угроза хищения – возможность совершения хищения элементов объекта, которое может привести к нарушению технологического процесса, влекущему аварию на объекте с угрозой жизни и здоровью персонала и других лиц, а также возникновению ЧС с опасными социально-экономическими последствиями (шифр – У7).
8. Угроза технического воздействия – несанкционированные действия техническими способами в отношении систем электропитания, управления или защиты технологических процессов (включая дистанционные) объекта с целью вывода их из строя, а также хищение секретной или конфиденциальной информации, использование которой может облегчить организацию НСД в отношении объекта (шифр – У8).
Во время обследования и категория методом экспертных оценок межведомственная комиссия должна определить базовую угрозу в отношении каждого ПОУ и КЭО, а затем всего объекта в целом. А в дальнейшем разработать соответствующую модель нарушителя и определить показатели социально-экономических последствий вследствие теракта.
Базовой угрозой является такая угроза, вследствие проявления которой объект понесёт наибольшие социально-экономические потери.
Экспертное оценивание угроз может быть проведено путем анкетирования экспертов с учетом привлекательности ПОУ и КЭО для совершения терактов, статистики совершенных терактов в районе нахождения Объекта за последний год, существующего уровня антитеррористической защищенности.
Для этих целей мы разработали специальную форму анкеты:
Для заказа паспорта безопасности перейдите в раздел "УСЛУГИ"